Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конспекты занятий, мастер-классов и др.

Основные направления логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи
учитель-логопед С.А.Чередниченко
Родители обычно с особым нетерпением ожидают появления у ребенка первых слов. Именно с накопления словарного запаса мы и начнем наш разговор о развитии детской речи.
Каждому ясно, чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. Однако далеко не все понимают важность той роли, которую словарный запас играет при овладении ребенком грамотным письмом. Эта роль совершенно исключительна, и связана она с тем, что для усвоения и применения многих грамматических правил нужно уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова. Но это возможно только при достаточно большом словарном запасе и правильном понимании лексического, смыслового значения каждого слова. Необходимо еще в дошкольном возрасте уделить накоплению детьми словарного запаса самое серьезное внимание. При этом заботиться нужно не только об усвоении ребенком как можно большего количества слов, но также и о правильном понимании их значений и смыслового родства. 
Как же происходит накопление словарного запаса при нормальном ходе речевого развития? Самые первые слова у ребенка обычно появляются к году. Эти слова (чаще всего мама, папа, баба) представляют собой «слова-предложения», выражающие целую мысль. При помощи одного и того же слова ребенок может высказывать и какую-то жалобу, и просьбу дать ему игрушку, «взять на ручки», и т. п. В дальнейшем у ребенка появляются все новые и новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, пытаясь строить из них элементарные предложения.

Накопление словарного запаса у ребенка неразрывно связано с овладением речевыми звуками и грамматическим строем речи. А поскольку многие речевые звуки у него еще отсутствуют, то и усвоенные слова он произносит неправильно, искаженно («афета» вместо конфета, «кука» вместо кукла, «пать» вместо спать и т п.). До определенного возраста это вполне нормально и не должно вызывать у родителей тревоги, потому что по мере постепенного овладения речевыми звуками структура произносимых ребенком слов все более и более уточняется и приближается к норме. Полностью правильным звукопроизношением ребенок овладевает только к 5—6 годам.
Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребенок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью, — названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребенка слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается. 
Примерно с 3—3,5 лет в речи ребенка начинают появляться обобщающие слова (если, конечно, он слышит их в речи взрослых), которые обозначают не какой-то один конкретный предмет, а целые группы однородных предметов посуда, одежда, овощи, фрукты и т. П. Это очень важный этап, являющийся самым первым шагом к систематизации, упорядочению имеющегося у ребенка запаса слов.
Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связности и грамматической правильности.
Можно выделить характерные лексические трудности,  касающиеся знания и называния:
- частей предметов (у чайника: носик, ручка, дно; у машины: сиденье, кабина; у стула: сиденье, спинка; у человека: затылок, виски, подбородок; у животных: грива, вымя)
- глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, ли¬жет, грызет, откусывает, жует — все выражается словом «ест»), то есть возникают трудности при назывании действий животных, чаще всего встречаются замены слов – действий на слова близкие по звучанию («пищит» - «пикает»; «чирикает» - «чикает», происходили замены на близкие слова-действия по значению («воет» - «поет»). При назывании слов-действий, свойственных инструментам, смешиваются по значению такие слова: «красят» - «рисуют»; «пишут» - «рисуют»; «пилят» -«режут»; «подстригают» - «режут»;
- сложно дети подбирают близкие по значению слова-действия (готовит, жарит, варит); 
- приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т. п.);
- антонимов (гладкий — шершавый, храбрый — трусливый, глубокий — мелкий, густой — жидкий и т. п.);
- качественных прилагательных ( с трудом называют оттенки цветов);
- относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, вишневый, земляничный и т. п.);
- наречий времени (утром, днем, вечером, ночью);
- порядковые числительные (первый, второй, третий…).
Кроме того, у детей с речевыми нарушениями отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой. Иногда трудности возникают у дошкольников при группировке семантически близких прилагательных. Так, дети с речевыми нарашениями часто допускают ошибки при выборе лишнего слова из серии: короткий, длинный, маленький (короткий); высокий, маленький, низкий (низкий); большой, низкий, маленький (маленький); круглый, большой, овальный (овальный); тяжелый, длинный, легкий (тяжелый или легкий). Это подтверждает несформированность семантических полей, недостаточное развитие умения сравнивать слова по их значению.
Таким образом, необходимо совершенствовать речевые навыки детей при подготовке к школе. Значительное место должно отводиться формированию грамматического строя речи, нужно уделять внимание работе по формированию умений выражать в речи разные синтаксические отношения, обогащать речь детей грамматическими формами, учить словообразованию.
Логопедическая работа по развитию лексико-грамматического строя речи проводится по следующим направлениям: 
1. Развитие лексико-семантических ассоциаций
С целью развития смысловых и вербальных ассоциаций детям предлагались следующие задания.
1. Назвать слово как можно быстрее.
Логопед дает детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или какое первым придет в голову)». Слова называются по одному. Предлагаются существительные конкретного и абстрактного значения, глаголы, прилагательные, наречия.
Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.
Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, поднимать.
Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.
Быстро, высоко, весело, плохо, далеко, много, тяжело, тепло.
На последующих этапах развития лексики задается вопрос: «Как вы думаете, почему припомнилось именно это слово?»
2. Ассоциации на функциональное назначение предмета.
Логопед задает детям вопрос: «Где и для чего можно применить предмет, который я назову?» Например, кнопка:
а) для прикрепления бумаги к доске;
б) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;
в) провести круг на бумаге;
г) положить на стол и т. д.
В качестве исходных слов предлагаются следующие: гвоздь, ботинок, помидор, шнурок, одеяло, пуговица, карандаш.
3. Игра «Придумай, о чем может идти речь?» Например, логопед предлагает детям сказать, о чем может идти речь, если в тексте есть слова кот и лист. Варианты ответов детей:
а) о том, как кот играл с листом;
б) о том, как лист упал на кота;
в) о том, как кота засыпали листьями;
г) о том, как кот искал мышку в куче листьев;
д) о том, как кота щекотали листом;
е) о том, как кота завернули в лист бумаги;
ж) о том, как на листе бумаги нарисовали кота и т. д.
Для выполнения аналогичных заданий рекомендуются следующие пары слов: рак и мост, таз и коса, мак и плащ, школа и сухари, сок и река, нос и бусы, люк и дыня, бык и мышь, мох и белка, боб и аист, стол и дерево.
2. Формирование структуры значения слова, организация семантических полей на основе парадигматических связей слова
2.1. Формирование денотативного и сигнификативного компонентов значения слова. Формирование семантических полей
А. Классификация слов на основе различных семантических признаков
С целью объединения и группировки слов на основе различных семантических признаков предлагаются следующие задания.
1. Классификация предметов по картинкам. Детям дается задание соединить картинки по определенным критериям. Например, к огороду - овощи, а к саду картинки с фруктами.

2. «Соедини картинки по сходству».
В верхнем ряду расположен ряд картинок: овца, дерево, корова.
Ниже размещаются  картинки: свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца); стол, деревянные грабли, деревянные ворота или забор, стул (к картинке дерево); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке корова). 
Логопед предлагает детям прошнуровать картинку из верхнего ряда с одной из картинок и объяснить, почему он соединил именно так.

3. Игра «Назови лишнее слово».
Логопед называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее.
а. Лишнее слово среди имен существительных:
Кресло, стул, медвежонок, диван.

б. Лишнее слово среди прилагательных:
Грустный, печальный, унылый, глубокий.
4. Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии на основе различных признаков).
Детям предлагается выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары. Предлагаются пары слов на основе различных типов смысловых связей: родовидовых; часть — целое; предмет и его функция; явление и средство, с помощью которого оно осуществляется; название предмета и то, из чего он сделан; предмет и его месторасположение и др.
Огурец — овощ, ромашка — (земля, цветок, клумба).
Помидор — огород, яблоко — (забор, сад, груша).
5. Дополнение смыслового ряда.
Логопед предлагает детям догадаться, каким будет четвертое слово.
Огонь — пожар, вода — ...
Пальто — пуговица, ботинок — ...
6. Выделить из серии слов только названия домашних животных.
7. Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков. Например:
Овощ, круглый, красный, вкусный. Что это?
8. Отгадывание по картинкам загадок-описаний (предлагается несколько картинок животных, из которых надо выбрать нужную).
Например:
Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф).
Я низкий, толстый и серый (бегемот).

9. Уточнение значения слов-существительных.
Логопед называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция, т. е. как используется).
Например: лопата — предмет, чтобы копать землю; тяжелая, ручка деревянная, а сама из металла ...
Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они пользовались этим предметом.
10. Объяснение значения слов-глаголов.
Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово:
а) дети показывают действие с помощью движений, мимики, пантомимики;
б) припоминают случаи из собственного опыта, когда они выполняли эти действия (например: шить — пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для новогоднего праздника);
в) с целью актуализации припоминания событий ребенок может вспоминать мысленно («про себя»), а на бумаге фиксировать каждое действие схематичным рисунком.
11. Назвать другие действия, которые входят в состав исходного.
Шить — брать иголку и нитку, продевать, втыкать, протыкать, вытаскивать, натягивать, смотреть.
Б. Развитие антонимии
С целью развития антонимии рекомендуются следующие задания, игры и упражнения.
1. Выбрать из трех слов два слова-«неприятеля».
Предлагаются слова — существительные, глаголы, прилагательные.
Друг, печаль, враг.
Ночь, сутки, день.
Большой, низкий, маленький.
2. Выбрать из 3—4 слов одно, противоположное по смыслу исходному слову.
Холодильник — (мороженое, электроплита, лампа, снеговик ).
Карандаш — (тетрадь, ручка, резинка, альбом).
Обогреватель — (сумка, пылесос, вентилятор, утюг ).
3. Закончить предложение и назвать слова-«неприятели».
Слон большой — комар ...
Камень тяжелый, а пушинка ...
4.        Найти в предложениях слова, которые звучат одинаково. Объяснить значения похожих слов.
Бегут минуты и часы. Им точный счет ведут часы. (В. Кремнев)
Под кустом ореха норка. Проживает в норке норка.(С. Косенко)
  
3. Развитие синтагматических связей слов
Особое внимание в этом разделе логопедической работы уделяляется формированию валентности глагола. Рекомендуются следующие задания.
1.        Добавить одно общее слово к двум словам (с использованием вопросов).
Дерево, цветы — что делают?
Мяч, яблоко — какие?
Растет, зеленеет — что?
2.        Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).
Бежит кто? (человек, зверь); что? (река, ручей, молоко, время).
Идет кто? (девочка, кошка); что? (время, дождь, снег, град).
Растет кто? (ребенок, щенок); что? (дерево, цветок).
Дается задание подобрать картинки, названия которых могут употребляться с данным словом-глаголом.
3.        «Кто как передвигается?»
Логопед показывает картинки, на которых изображены животные. Дети определяют их и называют, как они передвигаются.
лошадь — скачет рыба — плавает
змея — ползает лягушка — прыгает
птица — летает
4. Развитие словообразования
При организации коррекционно-образовательной работы по развитию словообразования можно выделить следующие этапы работы:
1. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей
• Существительные
Образование уменьшительно-ласкательных суффиксами: -к-; -ик-; -чик.-.
• Глаголы
Дифференциация совершенного и несовершенного вида; 
Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.
• Прилагательные
Образование притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-.
Например, игра «Назови ласково».
Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.
В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, стульчик, огурчик, помидорчик, вазочка, салфеточка, тарелочка и т. д.).
2. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей:
• Существительные
Уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами :-оньк, еньк-, -ышек-, -ышк-.
Образование существительных с суффиксом –ниц- (сахарница).
Образование существительных с суффиксом –инк- (пылинка),с суффиксом –ин- (виноградина).
• Глаголы
Глаголы с приставками в-, вы-, на-, вы-.
Глаголы пространственного значения с приставкой при-.
• Прилагательные
Притяжательные прилагательные с суффиксом –и- без чередования (лисий).
Относительные прилагательные с суффиксами –н-, -ан-,-ян-, -енн-.
Качественные прилагательные с суффиксами –н-, -ив-, -чив-, -лив-.
Например, игра «Что для чего?»
Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло). Затем задает вопрос: «Где хранятся эти предметы?» (Хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, конфеты — в конфетнице, мыло — в мыльнице.) По мере называния предметов они кладутся в ту посуду, в которой хранятся.
Логопед еще раз предлагает послушать эти слова и определить у них общую часть. При этом логопед акцентирует голосом суффикс НИЦ.
Далее логопед делает вывод: сосуд, в котором что-нибудь хранится, обычно называется словом, в котором есть часть слова НИЦ.
  
3. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
• Существительные - образование названий профессий.
• Глаголы
Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до-.
• Прилагательные
Притяжательные прилагательные с суффиксом –и- с чередованием (волчий).
Относительные прилагательные с суффиксами –ан-,-ян-, -енн-.
Качественные прилагательные с суффиксом –оват-,-еньк-.
Например игра «Чей хвост? Чья морда?» - Формирование умения образовывать притяжательные прилагательные от существительных
Ребенку предлагаются картинку с изображением частей тела, ребенок должен назвать чья у него изображена морда и чей хвост.

5. Формирование грамматических значений
1. Дифференциация существительных, глаголов и прилагательных.
Предварительно на занятиях уточняется, что слова могут называть предметы, свойства (или признаки) предметов, действия предметов или действия с предметами. Каждое обобщенное значение слова (существительное, прилагательное, глагол) соотносится с определенным символом, фишкой: квадрат— существительное, стрелочка в треугольнике— глагол, круг — прилагательное.
Логопед называет различные слова: существительные, глаголы и прилагательные. Дети, услышав слово, поднимают соответствующий символ.
Примерный речевой материал: дом, читать, большой, цветок, качели, бежать, сажать, глубокий, светлый, копать, дерево, чинить и т. п.
2. Дифференциация значения рода.
Игра «ОН, ОНА или ОНО». Детям предлагается сначала отобрать картинки или игрушки, о которых можно сказать ОН или МОЙ; затем картинки или игрушки, к которым можно подобрать слова ОНА или МОЯ. Далее предлагается отобрать картинки или игрушки, к названиям которых подходят слова ОНО, МОЕ.
    
3. Дифференциация грамматических значений одушевленности и неодушевленности.
Дети должны отобрать картинки или подобрать слова, которые отвечают на вопрос «кто?» Затем даются задания отобрать картинки или подобрать слова, отвечающие на вопрос «что?»
4. Игра «Волшебное дерево».
Демонстрируется макет дерева. На макете дерева вместо листьев изображаются символы различных частей речи: существительных— , прилагательных— глаголов —
Детям предлагается придумать различные слова, которые «растут» на одном дереве с данным словом (т.е. могут употребляться в речи с данным словом). Например, слово яблоко «растет» на одном дереве со словами зеленое, красное, ароматное, круглое, твердое, сладкое, душистое; растет, зреет, падает, гниет, желтеет, краснеет; едят, режут, кусают, сушат, варят варенье; яблоня, ветка, фрукт, плод.
Картинка, изображающая яблоко, помещается в центре кроны дерева.
Аналогично может проводиться игра «Волшебная поляна», на которой «растут» разные части речи. 
Представленные игры способ¬ствуют формированию словаря и разви-тию навыка употребления слова в предложении, то есть способствуют развитию лексико-грамматического строя речи. 
 
Список используемой литературы
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. 
2. Лалаев Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб Союз, 2001.
3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 
4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб., 2007.
5. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. 
6. Тимонин Е.И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте. - СПб., 2004.
7. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: Гном и Д, 2003.
8. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Учись говорить правильно. - М., 1993.

Категория: Конспекты занятий, мастер-классов и др. | Добавил: Eudaimonia (13.12.2012)
Просмотров: 7413 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]