Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

МАСТЕР-КЛАСС «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Подготовила:    
учитель-логопед 
Светлана Андреевна Чередниченко 

Цель:
- распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи, в образовательном процессе.
Задачи:
- показать значимость дидактических игр в процессе развития речи;
- распространить педагогический опыт по применению дидактических игр в образовательном процессе;
- познакомить педагогов с разновидностями дидактических игр с целью повышения их профессиональной компетентности.
Оборудование:
Мультимедийная презентация, многофункциональное пособие «День-Ночь», игрушки-искалки, массажные мячики, прищепки, картонные изображения ежика и солнышка, игра «Волшебный мешочек», многофункциональное пособие «Поезд», предметные картинки, волчки, мелкие декоративные камни, контурные изображения букв и предметов на альбомных листах, обучающая игра «Первые буквы», набор, деревянных кубиков, лото, декоративные камни, ракушки, совочек, небольшие пиалки, маленькие резиночки для волос, вертушки, перышки, машинки, пособие Нищевой «Играйка. Собирайка» и т.д.

 

 

 

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Причины их весьма разнообразны. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а при поступлении в школу, они начинают испытывать трудности и в обучении.
Среди учащихся с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, дыхания, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Поэтому лучше, если игры будут направлены не только на развитие речи, а решать сразу несколько коррекционных задач, потому что для полноценного развития речи ребёнка необходимо совершенствование и развитие всех компонентов речи.
Преимущество дидактических игр перед другими видами деятельности заключается в том, что эти игры способствуют развитию детей. Ведь в игре познавать мир интереснее и получается это легко. В дидактической игре ребенок получает много знаний для жизни.
Использование дидактических игр даёт больше возможности для развития речи у детей-дошкольников:
•    Повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;
•    Обеспечивается психологический комфорт;
•    Дети запоминают большее количество речевого материала;
•    Активизируются высшие психологические функции (память, внимание, мышление.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами. 
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения
К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, а также игры с мячом, прищепками и т.д.

Настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Настольно-печатные игры используются как наглядные пособия направленные на развитие зрительной памяти и внимания.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах.
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет". Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: "Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?". Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом", и др. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие фонематического слуха и слухового внимания, памяти: «Хлопни в ладоши, если услышишь ….», «Какое слово отличается от других?» и т.д.
Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи: «Доскажи словечко»; «Назови одним словом»; «Когда это бывает? » и т. д.


Предлагаю вам ознакомиться с дидактическими играми, направленными на развитие речи, которые Вы сможете использовать  в своей работе с детьми дошкольного возраста и детьми начальных классов. Их можно использовать в совместной деятельности с детьми, как с группой детей, так и индивидуально. 
Необходимо отметить, что все дидактические игры должны быть кратковременными, чтобы не снижалась умственная активность детей, а также все эти игры и пособия должны быть многоцелевыми и многофункциональными, что значительно облегчает работу, позволяет разнообразить игру, сделать её интереснее и решить сразу несколько поставленных задач.
Начнём мы, пожалуй, с самых кратковременных упражнений, - это игры для развития дыхания. На них мы подробно останавливаться не будем, они представлены на слайде и всем Вам хорошо известны.


Далее одно из самых важных направлений, с которого необходимо начинать развитие речи – это развитие памяти, внимания и мышления. Т. к. без хорошо развитого слухового внимания невозможен хороший фонематический слух, без хорошо развитых  фонематических функций, невозможно иметь хорошо сформированный грамматический строй, т.к. ребёнок не слышит звуков, окончаний, он будет допускать ошибки при согласовании слов в предложении, ошибки при словоизменении и словообразовании. Таким образом, можно сказать, что все компоненты речи взаимосвязаны, без развития одного невозможно развитие другого. Время у нас ограничено, поэтому я не буду подробно останавливаться на каждой игре.
Подбор картинок по парам, которую можно проводить также в виде «Меморины» (когда детям необходимо найти пару из перевернутых картинок). На логопедических занятиях, мы часто отыскиваем с детьми парные картинки на заданный звук, для отработки правильного звукопроизношения. Воспитатели могут предложить детям найти в меморине животных и их детенышей, или профессии с необходимым инструментарием. Учитель математики – соотносить изображения с частями торта и числовые значения обыкновенных дробей.


Подбор картинок по общему признаку, либо «Четвертый лишний». Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами.

Например, в игре-шнуровке "Что растет в саду и в огороде?" дети выбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку и соединяют петли шнурком, что кроме того способствует и развитию мелкой моторики пальцев рук.

Или игра "Что было потом?": дети подбирают иллюстрации с учетом последовательности сюжета. Эти игры заставляют детей концентрировать внимание на предмете, думать и объяснять свой ответ.

Можно использовать эту игру и для развития слухового внимания, только не показывая детям картинки, а называя предметы, где ребёнок определяет лишнее на слух.  В век компьютерных технологий эти игры можно разнообразить, осовременить, озвучить.
Составление разрезных картинок и кубиков.

Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.
Для развития мышления, зрительного внимания хорошо использовать логические цепочки при изучении любой лексической темы.

Играть можно как со всей группой детей, используя компьютерное оформление как демонстрационный материал, при этом у каждого ребёнка раздаточный материал, или индивидуально, когда ставим дополнительную задачу – научить ребёнка пользоваться мышкой, развивать ловкость кисти руки, т.е. ребёнок, выделяя мышкой фигуру, двигает её в нужное место. Можно предложить детям составить свои бусы, цепочку и т.п., при этом развивая ещё и творческое воображение.  
Хорошо использовать лабиринты, которые помогают закрепить лексический материал при изучении определённой темы.


Также игры на развитие внимания, сенсорики и логического мышления «Найди недостающую фигуру», «Подбери по форме», «Построй по образцу» как и все вышеперечисленные можно использовать на протяжении всего учебного года, в любой возрастной группе адаптируя материал соответственно возрасту.

Для развития фонематического анализа и синтеза хорошо использовать игры: «Хлопни, если услышишь» (сначала, выделяем звуки из ряда звуков, затем слогов, после слов), «Подними сигнал» (р-к, если услышит данный звук, поднимет соответствующий сигнал), «Кто из детей произносит АУ, а кто УА?» (анализ и синтез слияний гласных звуков), также работаем и с согласными звуками: «Хлопни, если услышишь», «Подними сигнал», «Хлопни – топни», «Красный – синий», «Светофор», «Назови начальный и конечный согласный» и т.п.

Для развития и закреплении навыка слогового анализа хорошо использовать многофункциональное пособие «Поезд». В первом вагоне едут предметы, в названии которых один слог, во втором – два слога, в третьем – три и т.д., также с домиками и пирамидой.

Говоря об игровых упражнениях на развитие просодической стороны речи, т.е. на развитие интонационно-выразительной её окраски, хочется напомнить воспитателям, что необходимо следить за длительностью и плавностью речевого выдоха во время высказываний ребёнка, за тем, чтобы вдох ребёнок делал носом, а выдох ртом, чтобы речь звучала на выдохе. Всё это способствует развитию правильной плавной, спокойной речи ребёнка. При проговаривании и заучивании стихотворений важно соблюдение темпа и ритма речи, интонационной выразительности и чёткости дикции. Логопед занимается коррекцией, а воспитатели и учителя контролируют, закрепляют по заданию логопеда те или иные просодические компоненты.


Так, например, у детей с ТНР часто нарушено мягкое, напевное произнесение гласных звуков для этого хорошо их пропевать, используя  упражнения с повышением и понижением тона, «Укачиваем куклу», «Поезд», «Поём звук, пока кружится волчок» и другие. 
Для закрепления поставленных звуков, логопед даёт воспитателям необходимый каждому ребёнку индивидуально речевой материал: различные слоги, слова, чистоговорки, предложения.

Также для закрепления звукопроизношения можно использовать различные игры со звуками, логопедические распевки и песенки. 
Для закрепления навыка чтения, фонематических функций, а также на развитие мышления и творческого воображения необходимо использовать игры с участием самих детей. Это игра «Превратись в букву» (дети одевают на себя букву и выстраиваются в слоги, простые слова),  «Буква оживает» (ребёнок один или в паре изображают букву, другие дети отгадывают, что за буква получилась), «Живые звуки» (дети одевают кружки красного, синего и зелёного цвета и выстраиваются в слова; позже дети могут превращаться в слова и выстраиваться в предложения)


Можно использовать также следующие упражнения: «Напиши букву в воздухе»; «Выложи букву из палочек, пуговиц, шнурков, слепи из пластилина»; «Нарисуй букву на песке, муке»; «Зачеркни неправильно написанные буквы»; «Найди букву» (с использованием шума); «Буква сломалась»; «Обведи нужную букву», «Какая буква спряталась на картинке».


Очень важно развивать у детей общую и мелкую моторику, сочетать речь с движением, т. к. все мы знаем, что движение пальцев рук способствует развитию речи. Развивая общую и мелкую моторику необходимо добиваться точности выполнения, чёткости при сочетании речи с движением, что способствует развитию темпа и ритма речи, координации движений, внимания, мышления и памяти. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.


Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль), счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Можно посвятить развитию мелкой моторики отдельную беседу, т. к. игр и игровых упражнений огромное количество. Хорошо использовать для развития кисти и пальцев рук пробки, решётки, для развития силы кистей рук сжимать различные резиновые кольца с проговариванием четверостиший, а также прищепки, которыми можно захватывать разные мелкие предметы, проводить с ними игры-драматизации (разыгрывание сценок). На занятиях и в свободное время прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая педагогам развивать мелкую моторику рук, развивая сенсорные и пространственные представления, коммуникацию, речь, воображение.


Дидактические игры с мячом являются уникальной формой развития грамматического строя речи, т. к. работа проводится в игровой форме, где речь сочетается с движениями, игры проводятся эмоционально, живо и непринуждённо. При проведении дидактических игр с мячом развитие новых способностей происходит значительно успешнее. Дидактические игры с мячом совершенствуют моторику рук детей, укрепляют мышцы пальцев и кистей. («Мяч бросай и животных называй»; «Мяч бросай, чётко овощи называй»; «Назови ласково»; «Съедобное – не съедобное»). Я не буду останавливаться на данных играх, если кого-то из Вас они заинтересуют, то можно, например, ознакомиться с методическим пособием Воробьёвой и Крупенчук «Логопедические игры с мячом».


Предлагаю Вам ненадолго почувствовать себя детьми и попробовать поиграть с прищепками. В упражнениях действия с прищепками озвучиваются весёлыми текстами, стихами, игровыми приёмами, например,  игра-соревнование «Наша мамочка устала» (Наша мамочка устала - Всю одежду постирала, Милой маме помогу, Все прищепки соберу). Пока педагог произносит слова, дети, кто быстрее, стараются нацепить прищепки на край коробки, кто больше прикрепил, тот победил.


Прищепки хорошо использовать и для самомассажа кончиков пальцев. На каждый ударный слог, держа тремя пальцами прищепку прикусываем кончик каждого пальца поочерёдно (Кусается сильно котёнок-глупыш, он думает это не палец, а мышь. Хватит кусаться глупый малыш, а будешь кусаться – Скажу тебе, кыш!).
На занятиях и в свободное время прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая педагогам развивать мелкую моторику рук, развивая сенсорные и пространственные представления, коммуникацию, речь, воображение.
Коллеги, посмотрите и подумайте, чего не хватает ёжику? Правильно иголок. Давайте поможем ему, только ёжик запутался и не может вспомнить, кого цвета были у него иголки. А я Вам подскажу, две красные, одна жёлтая, одна синяя и две зелёных иголки. Запомнили? Дети прикрепляют прищепки.
Еще один способ профилактики и активизации  речи ребенка – Су Джок терапия или «Весёлые шарики-ёжики». Это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияния на весь организм. На кистях имеются точки (или зоны), которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за сенсорную или импрессивную речь, т.е. эта зона отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком. (Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну). Шарики  используем не только для развития мелкой моторики, но и для развития цветовосприятия, словаря, при обучении счету и т. д. Можно использовать следующие игры: "Разложи шарики по цвету", "Найди все синие (красные, желтые, зеленые)", "Сделай разноцветные шарики" (сине-красный, зелено-желтый) и т.д.
Пружинные кольца надеваются на пальчики ребёнка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эти нетрадиционные игровые средства и предметы-заместители можно использовать в любой период и в разных возрастных группах.
Полезная игрушка-искалка способствует стимуляции тактильных ощущений и развитию мелкой моторики пальцев рук. Она надолго заинтересует малыша: он может самостоятельно отыскивать и разглядывать спрятанные внутри сокровища, либо просить, чтобы их называли Вы (для совсем юных искателей), или отыскивать то, что Вы называете. Содержимое можно отбирать по лексическим темам, либо, если Вы хотите использовать ее для автоматизации звуков, то названия всех предметов могут содержать конкретный звук.


Многофункциональная игра "День-ночь" решает сразу несколько задач, потому что ее поля можно обыграть абсолютно по-разному:
1. Развитие моторики пальцев рук и тактильных ощущений. Использованы различные крепления (липучки, кнопки, петли), а  солнце и тучка наполнены вишневыми косточками.
2. Обогащение словарного запаса. Называние овощей, фруктов, животных, перечисление их признаков (цвет и т.д.) и действий (птица летает, рыба плавает, зайчик прячется, овощи растут, солнце светит и т.п.)


3. Дифференциация фруктов и овощей. Собрать урожай с плодового дерева и с грядки.
4. Развитие логического мышления и связной речи. "Небылицы" - предложить ребенку порассуждать могут ли груши и яблоки растина одном дереве, может ли морковка быть больше капусты (хотя всякое в жизни бывает)), растут ли овощи в лесу, может ли рыба жить на суше или в небе, а птицы и животные летать и т.д.
5. Пространственная ориентировка. Понимание и употребление предлогов. Где зайчик? Прикрепи цветочек справа от грибочка. Что находится между морковью и свёклой....
Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка, необходимые для грамматически, лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребёнка.
На примере лексической темы «Фрукты» очень простое игровое задание «Назови, опиши, чего не стало?». Учим детей составлять предложение по описанию того или иного фрукта. Эту игру можно проводить при изучении любой лексической темы. Педагогу необходимо следить за тем, как ребёнок произносит  окончания в единственном и во множественном числе, в именительном и родительном падежах, при согласовании прилагательных и числительных с существительными. 


Всем Вам я думаю известная игра «Чей хвост? Чья мордочка?». Для детей младшего дошкольного возраста используются существительные в родительном падеже, а не притяжательные прилагательные (хвост волка, а не волчий хвост). 
Широко известная игра «Волшебный мешочек» нравится детям за её неожиданность, сюрпризность. Её можно разнообразить, придумав различные варианты не только на развитие осязания, но и на совершенствование лексико-грамматических категорий. Я использую ее и для проведения артикуляционной гимнастики, когда ребята достают фигурки, соответствующие названиям артикуляционных упражнений.


Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. В игре ребёнок получает возможность обогатить и закрепить словарь, развивать связную речь, расширить знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки
Дорогие коллеги! Я предлагаю сейчас поиграть в некоторые словесные игры, но конечно, задания подобраны соответственно вашему возрасту, учитывая словарный запас взрослых людей.
Игра «Я знаю пять названий… »
В такую игру мы можем предложить поиграть детям уже 3-4 лет. Детям предлагается подобрать слова, относящиеся к данному обобщающему слову. Игру «По цепочке» мы предлагаем детям 4-5 лет (усложнение игры «Я знаю пять названий… »). Задача игры – подобрать как можно больше слов на заданную тему.
Давайте все встанем в круг, возьмем мяч и будем передавать его из рук в руки, подбирая слова на темы:
-Художественные произведения с участием богатырей;
-насекомые (отличительные признаки этого класса:
-количество лапоножек – 3 пары – 6; тело состоит из трёх частей – головы, брюшко и грудь; наличие сенсорных органов чувств – антенн-усиков.)
- Российские ученые...
Для детей 4-5 лет мы предлагаем игру «Назови одним словом».
Взрослый описывает что-то, ребёнок называет это одним словом.
И для вас, коллеги, я подготовила такие задания:
-Часы, которые помогают проснуться (будильник);
-утренняя еда (завтрак);
-большая ложка, помощью которой наливают суп (поварешка / половник);
-Это настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное для ума (книга);
 -Что паук дарит суженой, чтобы остаться в живых после свадьбы? (муху) 
-Какой подарок колдуна из сказки обернулся крахом и царства, и царя? (петушок)
-Без какого продукта невозможен обед на Руси? (Хлеб.)
-Какое блюдо солят трижды? (Пельмени: соль кладут в тесто, в начинку и при варке.)
-Ученый, пешком пришедший из Архангельска в Москву, названный богатырем науки и искусства. (Михаил Ломоносов)
-Певец, тушивший свечи силой голоса, богатырь русской оперы. (Федор Шаляпин) 
-Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? (Подошва обуви)
-Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы)
-Что станет с зеленым платком, если он упадет в Красное море? (Он станет мокрым)
-Что все люди на земле делают одновременно? (Становятся старше)
Рассуждение и решение проблемных ситуаций
Развитие речи происходит, когда мы решаем какие-либо проблемные ситуации. В такие моменты, мы логически выстраиваем ход событий (предполагаем не один вариант, рассуждаем про себя, а иногда, даже с близкими, со знакомыми).
Детям 5-6 лет мы можем предложить порассуждать, задавая вопросы:
Как можно узнать, сварилась ли картошка или нет?
… сладкий ли чай?
. крепко ли завязана веревка? и т. д.
А вас, коллеги, я попрошу разделиться на две команды, и придумать по 2-3 варианта разрешения проблемных ситуаций:
1.    Если Вы сели в поезд, а Ваше место занято?
2.    Ваши коллеги забыли про Ваш день рожденья.
Дети 6-7 лет разговаривают как мы с вами. У них уже достаточно большой словарный запас. Они ознакомлены, что в речи есть слова-предметы (существительные, слова-признаки (прилагательные, слова-действия (глаголы). Можем предложить им описать свой день только конкретными частями речи.
И я вам предлагаю, снова поделиться на 2 команды. Предположим, что Вы сегодня работаете во вторую смену. Опишите свой день до конкретного момента:
Одна команда – только существительными;
Вторая команда – только глаголами.
Дорогие коллеги! Как вы себя ощущали в играх? Правда, непросто? Не такие сложные задания, а многие растерялись. Очень много факторов сразу влияет: время, коллективное мнение, дискомфорт при мысли, что ты можешь не найти подходящего слова. Вот так и наши дети. Нам кажется, что мы даем им легкие задания, но не все справляются. Не торопитесь с выводами!
Вот на этом мы, наверное, сегодня и остановимся. Я рассказала Вам об играх на развитие всех компонентов речи. Хочется надеяться, что может какие-то игры и пособия показанные и перечисленные сегодня Вам пригодятся в работе. Большое спасибо всем за помощь и внимание!

Источники:
1. Венгер Л.А. "Воспитание сенсорной культуры ребёнка", М.,Просвещение,1988г.
2. Горбачева М. Развитие речи с использованием дидактических игр.- http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-rechi-s-ispolzovaniem-didakticheskih-igr.html 
3. Симонова О.В. Мастер-класс для воспитателей логопедических групп: «Играя – развиваем речь». Освоение педагогами игровых технологий в работе с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста. Представлены логопедические игры I (подготовительного) периода. - http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/11/20/master-klass-dlya-vospitateley-logopedicheskikh-grupp-osvoenie
4. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. Развитие речи у детей 3-4 лет. Мозаика-Синтез 2009
5. Хроменкова С. Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей по проведению игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста. - http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-v-provedeni-igr-napravlenyh-na-razvitija-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta.html 
6. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. Айрис-пресс 2008

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Eudaimonia (29.03.2016)
Просмотров: 5931 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]