Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Использование игр на формирование лексико-грамматических категорий в автоматизации звуков

Автоматизации звуков отводится достаточно длительное время, так как ребенок должен быстро и правильно находить артикуляционный уклад отрабатываемого звука, научится четко артикулировать его в различных по сложности речевых конструкциях (слогах, словах, словосочетаниях). Время, отводимое на автоматизацию звука различно. В первую очередь оно зависит от речевого диагноза. Но в связи с тем, что работа на логопедическом пункте имеет свою специфику, т.е. большое количество детей при относительно коротком сроке нужно вывести на норму, то хочется, как можно продуктивнее использовать время коррекции. Для оптимизации коррекционного процесса можно использовать игры на формирование лексико-грамматических категорий в автоматизации звуков.

Таким образом, основные задачи коррекционного обучения решаются с помощью применения игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельности ребенка. Игра - одна из форм практического мышления, деятельности, носящая познавательный характер. В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя усваивают правильное звукопроизношение, на что вне игры понадобилось бы много усилий.

 Рассмотрим пособия, в которых содержится лексико-грамматический материал, предназначенный для автоматизации звуков. Это комплект В.В.Коноваленко и С.В.Коноваленко из четырех альбомов "Автоматизация звуков у детей", а также  книга Е.Г. Карельской «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев» и «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми» Ю.Б. Жихаревой-Норкиной (9 выпусков).

После того, как ребенок правильно нашел артикуляционный уклад отрабатываемого звука, научился четко артикулировать его слогах, начинается новый этап работы. Главная задача логопеда на этом этапе работы — научить ребенка правильно произносить слова с поставленным звуком. В силу того что вновь выработанные нервные связи еще слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопедом. В случае нарушения кинестетического анализатора он не чувствует своей патологической речи.

Так как работа по накоплению словаря и формированию грамматических средств языка и навыков словообразования проводится в тесном единстве, то большинство дидактических игр имеют не одну, а сразу несколько целей: формирование словарного запаса, формирование грамматического строя речи и получение навыков словообразования, закрепление правильного произношения отрабатываемого на индивидуальных занятиях звука.

Такие логопедические игры являются достаточно эффективными. Они вызывают у детей положительные эмоции, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями.

Пример из комплекта Коноваленко В.В. и КоноваленкоС.В. "Автоматизация звуков у детей" 

Автоматизация звука [С]

в лексико-грамматических упражнениях.

"Подбери похожие слова" - подбор родственных слов:

  • сад - садик, садовник, садовый, садовод:
  • лес - лесок, лесной, лесник, лесовик, подлесок:

"Скажи ласково" - образование относительных прилагательных:

  • лес - лесной
  • сад - садовый
  • посуда - посудный
  • мясо - мясной
  • капуста - капустный
  • вкус - вкусный и т.д.

"Скажи много" - образование именительного и родительного падежа множественного числа существительных:

  • Мост - мосты - много мостов
  • Куст - кусты - много кустов
  • Стакан - стаканы - много стаканов
  • Хвост - хвосты - много хвостов
  • Доска - доски - много досок
  • Лист - листья - много листьев и т.д.

 


"Кто получится?" - образование существительных, обозначающих лиц по их занятиям:

  • Фокус - фокусник
  • Хоккей - хоккеист
  • Танк - танкист
  • Лес - лесник
  • Сад - садовник
  • Баян - баянист и т.д.

 

Пример из комплекта Ю.Б.Жихаревой-Норкиной:

Автоматизация звуков [з], [з’]

в лексико-грамматических упражнениях.

"Назови ласково"

  • Узкие рейтузы - узенькие рейтузики
  • Низкий паровоз - низенький паровоз
  • Зеленый зонт - зелененький зонтик
  • Розовая земляника - розовенькая земляничка и т.д.

"Посчитай до 5"

  • Зеленая гвоздика (одна зеленая гвоздика, две зеленые гвоздики, пять зеленых гвоздик).
  • Зимний праздник (один зимний праздник, два зимних праздника:, пять зимних праздников).
  • Резиновый козлик (один резиновый козлик, два резиновых козлика:, пять резиновых козликов) и т.д.


"Я и ты"

  • Я грызу зеленое яблоко - и ты грызешь зеленое яблоко
  • Я ползу по земле - и ты ползешь по земле
  • Я везу бензин - и ты везешь бензин и т.д.

"Скажи одним словом"

  • Воду возит - водовоз
  • Звезды падают - звездопад
  • Везде ходит - вездеход
  • Зверей ловит - зверолов и т.д.

Пример из пособия Е.Г. Карельской

"Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев":

«Сила, ловкость и сноровка!»

- автоматизация звука [с].

- Кто это? СЛОН. Но он ещё и СПОРТСМЕН. Это слово образовалось от слова СПОРТ. На какой звук начинаются эти два слова? На звук [С]. Какие ещё слова можно образовать от слова СПОРТ? (СПОРТСМЕНКА, СПОРТИВНЫЙ). Какие слова, связанные со спортом, начинаются на звуки [С], [С']? (СТАРТ, СОРЕВНОВАНИЕ, СЛАВА, СУДЬЯ, СТАДИОН, СИЛА, СНОРОВКА и т.д.). В «спортивных» словах звуки [С] и [С'] могут стоять не только в начале, но и в середине слова. Вот послушай стихотворение и постарайся запомнить как можно больше слов с этими звуками:


Спортсмены

Что такое тренировка?

Сила, ловкость, и сноровка!

Спорт поможет нам везде:

И в учёбе, и в труде!

Пробил пенальти футболиСт.

Забросил шайбу хоккеиСт.

Красив в атаке рапириСт.

Силён, могуч атлет штангиСт.        

Бросок проводит – каратиСт.

Взял трудный мяч волейболиСт.

В прыжке парит парашютиСт.

В игру вступает тенниСиСт.

Мат объявляет шахматиСт.

Шпагат иСполнил фигуриСт.

Идёт по склону слаломиСт.

Как лев сражается саблиСт.

            (Е.Г. Карельская)

    

«Превосходнейшие слова!»

 - автоматизация звука [ш]. 

Слово «огромное» обозначает что-то большое. Интересно, а как можно сказать об очень-очень-очень большом? ОГРОМНЕЙШЕЕ!!! Усилить впечатление от чего-то монументального и грандиозного помогает звук [Ш]. Попробуйте с ребёнком по аналогии образовать превосходные формы прилагательных и сравнительные степени наречий:

Превосходные формы прилагательных

важный – важнейШий

вкусный – вкуснейШий

добрый – добрейШий

красивый – красивейШий

легкий – легчайШий

мудрый - мудрейШий

новый – новейШий 

полезный – полезнейШий

простой – простейШий

свежий - свежайШий

светлый – светлейШий

умный - умнейШий

честный – честнейШий

Сравнительные степени наречий

Мы сравним и то, и это,

Мяч успев поймать при этом.

высоко – выШе

далеко – дальШе

долго – дольШе

красиво - краШе     

много – больШе

рано – раньШе

тихо – тиШе

тонко – тоньШе

сухо – суШе

«Скажи наоборот» (с мячом)

–автоматизация звука [ш]. 

гладкий – Шершавый, пуШистый

дорогой – деШёвый

маленький - больШой

плохой - хороШий

правильный - оШибочный

огромный – кроШечный

тихий – Шумный

узкий - Широкий    

ближе – дальШе

младШе – старШе

ниже – выШе

тихо – Шумно

воШёл - выШел

кричать – Шептать

  

«Домашние и дикие животные»

 - автоматизация звука  [Ц].

Мы поможем паре встретиться.

Пусть медведь найдёт медведиЦу,

С тигром рядышком – тигриЦа,

Встала с львом ЦАРИЦА – львиЦа,

                   (Е.Г. Карельская)

   «Волшебное превращение слова» по теме «Животные» (он – она):

баран - овЦа

буйвол – буйволиЦа

верблюд - верблюдиЦа

волк – волчиЦа

лев – львиЦа   

лис – лисиЦа

медведь – медведиЦа

осёл – ослиЦа

тигр - тигриЦа



«ОН - ОНА» - автоматизация звука [ц].

бездельник – бездельниЦа

воспитатель – воспитательниЦа

дрессировщик – дрессировщиЦа

жреЦ - жриЦа

завистник – завистниЦа

зритель - зрительниЦа

издатель – издательниЦа

крановщик – крановщиЦа

мастер - мастериЦа

модник – модниЦа

отличник – отличниЦа

красавеЦ – красавиЦа


продавеЦ – продавщиЦа

садовник – садовниЦа

  

сказочник - сказочниЦа

умник – умниЦа

ученик - учениЦа

учитель – учительниЦа

художник – художниЦа

царь – ЦариЦаъ

школьник – школьниЦа

писатель – писательниЦа


«Предметы обихода, ёмкости»

 - автоматизация звука [ц].

             - Нас окружает множество вещей. Знает ли вы, ребята, как они называются? (Взрослый говорит название продуктов или предметов, а ребёнок вспоминает, где всё это размещается)

Посуда

вафли – вафельниЦа

конфеты – конфетниЦа

переЦ – перечниЦа

салат – салатниЦа

сахар - сахарниЦа

соус – соусниЦа

суп - супниЦа

фрукты - менажниЦа

хлеб – хлебниЦа          

Предметы   обихода

иголка – игольниЦа

мыло – мыльниЦа

обувь – обувниЦа

песок – песочниЦа

пудра – пудрениЦа

цветы – цветочниЦа

чернила – чернильниЦа

Игра с мячом «Ласковые слова»

 - автоматизация звука [ж]. 

- Скажем ласково, и вот

[Ж] к нам в слово и придёт!

берег – береЖок

дорога – дороЖенька

друг – друЖок

круг – круЖок

нога – ноЖенька

пирог – пироЖок

подруга – подруЖенька 

порог – пороЖек

рог – роЖок

сапог – сапоЖок

  

стог – стоЖок

творог – твороЖок

утюг – утюЖок

флаг – флаЖок

шаг – шаЖок

  

«Я – ты» - автоматизация звука [ж]. 

вязать – вяЖу – вяЖи – вяЖешь

мазать – маЖу – маЖь – маЖешь

отрезать – отреЖу – отреЖь – отреЖешь

показать – покаЖу – покаЖи – покаЖешь

сказать – скаЖу – скаЖи – скаЖешь

Игра «Скажи наоборот»

 - автоматизация звука [ж]. 

бесполезный – нуЖный

густой – Жидкий

лёгкий – тяЖёлый

мягкий – Жёсткий

простой – слоЖный, ваЖный

сухой – влаЖный

холодный – Жаркий

чёрствый – свеЖий

щедрый – Жадный  

выше – ниЖе

густо -Жидко

дальше – блиЖе

дешевле – дороЖе

лучше – хуЖе

мельче – глубЖе

мягче - твёрЖе

раньше – позЖе

чаще – реЖе

шире – уЖе

Использованные источники:

1.    Жихарева-Норкина, Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми (9 выпусков). М., 2004.

2.    Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизсация звуков у детей (комплект из четырех альбомов), М., 2006.

3.    Сермеева, Т.Ф. Формирование правильного звукопроизношения через лексико-грамматические конструкции // http://festival.1september.ru/articles/578592/.

4.    Хватцев,М.Е. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л] Пособие для логопедов. Спб.: Каро, 2006.

Категория: Мои статьи | Добавил: Eudaimonia (12.12.2012)
Просмотров: 4166 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]