Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

"КАРАВАДА-СКВОРОДА" ИЛИ "НЕМНОГО О СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЕ СЛОВА"
19.01.2016, 10:41

Если в речи дошкольника имеются перстановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит, структура слова воспроизводится неверно.

Мы нередко слышим от малышей 1,5-2 лет, например такие слова: "мацицикл" (мотоцикл), "мицанель" (милиционер), "малялеть" (самолет), "касанавт" (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи. Потому что до трех лет это физиологически обусловлено, нормально.

Но уже в 3 года в норме дети обнаруживают способность воспроизводить структуру слова по законам благозвучия, а языковая "чувствительность" к благозвучным канонам заложена в ребенке изначально, с рождения.

Поэтому в более старшем возрасте, когда дошкольник 4-5 лет произносит: "касавока" (сковорода), "писось" (пылесос), "анга" (нога), "липека" (таблетка) и т.п., то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь учителя-логопеда.

Этот дефект характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава.

Слова могут быть деформированы за счет:

  • Нарушения количества слогов (элизия - пропуск (сокращение) слогов: моток - молоток; итерации - увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных: тарава - трава);
  • Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове: деворе- дерево, перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот);
  • Искажение структуры отдельного слога (сокращение стечения согласных: капута-капуста; вставка согласных в слог: лимонт - лимон);
  • Антипации (уподобление одного слога другому: пипитан-капитан);
  • Персеверации (инертное застревание на одном слоге в слове: пананама-панама);
  • Кантаминации (соединение частей двух слов: холодильница - холодильник и хлебница).

Помните, что самостоятельно такие нарушения не проходят!

Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова.

Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи ( накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений. Ведь невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми раздражительными.

В связи с этим необходимо с раннего возраста развивать у ребенка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи. 

Помочь ребенку в преодолении данных трудностей могут следующие игры:

  • Для развития слуховой памяти: "Где позвонил колокольчик?" (для совсем маленьких можно прятать звучащую музыкальную игрушку), "Узнай музыкальный инструмент", и слухового внимания: "Сколько  раз ударили в барабан?", "Кто позвал".
  • Работа над темпом и ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: хлопки в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование  музыкальных инструментов - барабана, бубна, металлофона. " Веселые инструменты" - ритмический рисунок задается любым музыкальным инструментом, а ребенок воспроизводит хлопками или ударами ланью по столу. "Передай привет" - хлопками по плечу передается заданное количество ударов в определенном темпе.
  • Упражнения на развитие координации рук: пальчиковые гимнастики, "Делай как я" (воспроизведение серий движений руками и ногами), "Ребята-Зверята" (Воспроизведение движений животных в заданном темпе в зависимости от его характера: мишка-вперевалку, медленно; зайчик - быстро с подскоками и т.д.).
  • Графические упражнения: "Продолжи строчку", "Выложи орнамент",  "Укрась тарелочку", "Что следующее", "Собери бусы".
  • Артикуляционная гимнастика - это упражнения для укрепления и тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, щек).
  • Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно- временных представлений: "Начало-Середина-Конец" / "Перед-За-После" / "Первый - Последний" (на примере детских сказок "Репка", "Теремок" и т.п.)
  • Игры на развитие умения выделять звук из слова: "Паровозик"  (выделять последний звук и подбирать на него следующее слово-вагончик), "Подбери слово" (подбирать слова на заданный звук, слог).
  • Игры, направленные на формирование чувства рифмы: "Доскажи словечко" (отрывки из детских стихов", "Подбери рифму" (ложка- кошка, танки-санки).
  • Игры для коррекции слоговой структуры слова: "Прохлопай слова" (хлопок на каждый слог, произнося слово по частям: ма-ли-на, па-па, кот, санки и т.д., "Прошагай словечко" (шаг на каждый слог), "Разложи игрушки" (Разложить мелкие игрушки из киндер-сюрприза в коробочк по количеству слогов. В первую ячейку те, в которых один слог, во вторую-два слога, в третью - три). 

Маленькая хитрость:

Надо подставить ладошку под подбородок

и произнести слово.

Сколько раз подбородок коснется руки - 

столько слогов в слове.

В эти игры Вы можете играть с ребенком не только дома, но и в гостях, по дороге в детский сад, в транспорте. 

Удачи Вам на трудном пути формирования и развития речи вашего ребенка!

Источники:

Коротаева Т.В. Нарушение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей

Орленко Н.А. Нарушение слоговой структуры слова

Пинькова А.В. Рекомендации родителям. Работа с детьми по предупреждению нарушения слоговой структуры слова 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Eudaimonia
Просмотров: 473 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/11
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]