Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Развитие речи в раннем возрасте
18.11.2012, 16:59

 

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью.

Первый год жизни ребенка является подготовительным этапом к периоду овладения речью. В это время у малыша происходит развитие предречевых голосовых реакций: от крика - к гулению, от гуления - к "свирели", от "свирели" - к лепету, от лепета - к первым словам-понятиям. Зрительное восприятие развивается от первичных защитных реакций к способности совместного рассматривания. Улучшается физический слух. Если новорожденный ребенок реагирует только на сильный раздражитель, то к концу первого года жизни он различает отдельные шумы, звуки, интонацию, слушает музыку, тиканье часов.

Развитие понимания речи начинается с адекватного реагирования на интонацию в 3 месяца и завершается пониманием отдельных инструкций в конкретной ситуации, выполнением простых просьб, пониманием названий отдельных предметов, узнаванием их на картинках в 11-12 месяцев.

Таким образом, к концу первого года жизни возникает общение между ребенком и взрослым не только на эмоциональной основе, но и с помощью речи, то есть происходит становление коммуникативной функции речи

На втором году жизни ребенка можно отметить следующие особенности речевого развития:

·        Понимание речи

В первом полугодии второго года жизни наиболее бурно развивается понимание речи и совершенствуется речевой слух. Малыш может узнать среди группы предметов знакомый ему предмет, найти на картинке кошку, собачку и других животных. В это же время он может показать, где у него глазки, где носик и т.д. Получает дальнейшее развитие способность детей к подражанию действиям, интонациям.

·        Рост активного словаря

В первые месяцы второго года жизни начинает накапливаться активный словарь. Рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания, и индивидуальные вариации здесь более велики, чем в какой-нибудь другой сфере психического развития. Существующие в психологической литературе данные о развитии словаря свидетельствуют о том, что в первом полугодии происходит небольшой рост (от 3 слов в один год до 40 к полутора годам), сменяющийся бурным ростом во втором полугодии (1 год 9 месяцев - 118 слов, 2 года - 300 слов).

Слово при первом усвоении обозначает для ребенка название только данного, единичного предмета. Для детей, начинающих говорить, слова "мама, стульчик, мячик" - такие же имена собственные, как Маша, Саша. Это нулевая степень обобщения. В течение второго года жизни дети при помощи чувственного восприятия конкретного предмета выходят на первую степень обобщения, то есть начинают понимать нарицательное значение слова. Для этого ребенку необходимо не только видеть предмет, но и трогать его руками, двигать, нюхать, пробовать на вкус. Активное чувственное восприятие предмета облегчает ребенку не только запоминание слова-наименования этого предмета, но и усвоение этого наименования как обобщенного названия всех предметов данного класса: стол - это не только стол в данной комнате, но и любой другой стол.

·        Формирование грамматического строя речи

Грамматический строй языка формируется поэтапно. В возрасте от 1 года до 1 года 10 месяцев называется периодом предложений, состоящих из аморфных слов-корней. Аморфные слова чаще всего состоят из одного слога, в большинстве случаев ударного: "ба" - собака, "ко" - молоко, "пу" - капуста и т. д. Также много звукоподражаний: "би-би" - машина, "ав-ав"- собачка. Ребенок часто одним словом обозначает разные вещи, имеющие общий признак. Первые слова не только называют предметы, но и одновременно обозначают действия, которые нужно производить с этими предметами, то есть являются одновременно предложениями. Слово "би-би" обозначает не только "машинка", но и сказанное с требовательной интонацией и усиленное жестами "дай машинку!"

Слова в предложениях, состоящих из нескольких слов-корней не связаны грамматически, глаголы часто являются звукоподражаниями: "бай-бай" - спать, "бах" - упал и т. д. Много глаголов повелительного наклонения ("дай", "неси"). Вот примеры таких предложений: "ляля бух" (маленькая девочка упала), "мама ам" (мама ест), "кука бай-бай" (кукла заснула) и др.

 Период  от 1 года 10 месяцев до 3 лет характеризуется усвоением грамматической структуры предложения, что  связано с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. В это время происходит быстрый рост разных типов простых и сложных предложений.

В этот период фраза состоит уже из 3-4 слов. Себя дети называют в 3 лице по имени.

Малыши, опережающие в развитии речи своих сверстников, в 2 года могут уже почти не иметь аграмматизмов в речи, овладевают системой окончаний, включают в речь предлоги и начинают практически овладевать словообразовательными моделями. Но их речь еще остается очень несовершенной в силу несформировавшегося звукопроизношения.

·        Развитие произносительных навыков

Темпы нормализации звукопроизношения отстают от темпов овладения словарем и грамматическим строем. Можно сказать, что ребенок в это время занят другим. Причины искаженного звукопроизношения в том, что артикуляционный аппарат двухлетнего ребенка еще не совершенен.

В начале второго года жизни ребенок правильно произносит несколько звуков: гласные А, У, И, О и согласные Б, П, М. Остальные звуки заменяются близкими по артикуляции, более легкими в произнесении. Причем большинство этих звуков-заменителей русскому языку не соответствует и позже утрачивается. В течение второго года жизни в речи детей появляется в правильном произнесении примерно половина звуков русского языка.

К полутора годам ребенок четко произносит гласные звуки А, И, О, У, Э, согласные Б, П, М, И, К, Г. Из гласных отсутствует звук Ы.

Возрастной нормой является также опускание звуков Р, Л : "ыба" вместо "рыба", "пахая" вместо "плохая", "тамвай" вместо "трамвай". Из твердых звуков начинают произноситься В, Ф, X, а у части детей и Т, Д, Н. Произношение даже имеющихся в речи звуков пока неустойчивое, ребенок может произносить одно и то же слово по-разному, заменяя трудный звук то одним, то другим заменителем или правильно употребляя звук.

Процесс овладения речью не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.

Но наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить.

Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи в раннем возрасте, вашему малышу помогут специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности.

·        Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьет молоко» и т. п.      

·        Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

·        Провокация, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднение подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?» В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

·        Распространение. Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например:

Ребенок: «Суп».

Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой»

Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

·  Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребенка ощущение собственной значимости и самоценности. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми: «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?», «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?»

С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво. Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. С их помощью можно развивать: фонематический слух, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, обогащать словарь.

Родителям надо помнить, что артикуляционный аппарат у детей развивается по мере взросления. Для развития мышц, необходимых для воспроизведения звуков, детей надо стимулировать в игровой форме произносить различные звуки. Для самых маленьких деток такие занятия начинаются со знакомства со звуками, издаваемыми животными: кошечка говорит — мяу-мяу, коровка говорит — му-у-у и т.д. Детки постарше — звуки издаваемые машиной, трактором.   Кроме того, для развития  речевого дыхания, малышам очень полезно пускать мыльные пузыри, которые ребятишки просто обожают, если дело происходит в начале лета — полезно сдувать пушок с одуванчиков.


Развивайте звуковое  восприятие, слуховую память и внимание с помощью следующих игр: Попросив ребенка закрыть глаза или отвернуться, поиграйте на губной гармошке или позвоните колокольчиком (использовать можно всевозможные предметы), встав сзади или сбоку от малыша, чтобы затем, когда малыш откроет глаза, он увидел вашу руку и колокольчик в ней, и запомнил предмет и звук издаваемый им. Это поможет малышу научиться распознавать, с какой стороны исходит звук, научится различать звуки и узнавать предметы, издающие эти звуки.

Для развития мелкой моторики можно играть с ребенком в простые игры для детей раннего возраста, предлагать малышу переложить мелкие предметы, например, пуговицы из одной коробочки в другую, разложить их по цветам или размерам. В игровой форме учить ребенка застегивать пуговицы на рубашке или завязывать шнурки на ботиночках. Кроме прочего, эти знания и умения помогут малышу быть более самостоятельным и научат его самообслуживанию.

Находясь дома можно придумать множество самых разнообразных игр для развития творчества ребенка. Для данных игр можно использовать самые различные бытовые предметы, прищепки, бусинки, крупу. Насыпав ровным слоем крупу на поднос, попробуйте провести по нему пальцем. Вы оставите яркую линию. Покажите этот процесс малышу. Несомненно, ему очень понравится данная игра, в которой он может рисовать пальчиком в крупе самые разнообразные картины. Можно помогать ребенку, нарисовать, к примеру, домик, солнце, дерево. Предложите малышу не рисовать картинку, а выкладывать ее на столе при помощи различных сортов фасоли, чечевицы. Такая фасолевая мозаика очень поможет развить малышам их творческий потенциал.

Источники:

Игры для детей раннего возраста - http://www.yastalamamoy.ru/igry-dlya-detej-rannego-vozrasta/

Развитие речи в раннем возрасте - http://www.r-rech.ru/2009-01-31-19-47-21.html

Речевое развитие ребенка на втором году жизни - http://azbukalogopeda.ucoz.ru

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста - http://www.maaam.ru/detskijsad/rol-folklora-v-razviti-rechi-detei-ranego-vozrasta.html

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Eudaimonia
Просмотров: 2075 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Спасибо огромное!!!!=)))) Очень полезная информация!!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]