Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Развитие речевого дыхания
28.01.2016, 11:42

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

Речь является одной из сложных внешних психических функций человека, обеспечиваемых деятельностью головного мозга. Голосо- и речеобразование осуществляется координированной деятельностью дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Их взаимодействие обеспечивается и контролируется деятельностью центральной нервной системы.

Процессы физиологического и речевого дыхания значительно отличаются друг от друга.

Процесс физиологического дыхания протекает ритмично, в одной и той же последовательности: вдох - выдох – остановка. Сразу после него наступает расслабление дыхательных мышц, их возвращение в состояние покоя, в котором они остаются до нового вдоха.

Особенности речевого дыхания связаны с тем, что речевое дыхание включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии. Дыхание в речи связано с ее разнообразным течением и чередованием речевых звеньев (групп слов от паузы до паузы), которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми. В речевом дыхании выдох является самым главным и активным звеном всего процесса, он значительно длиннее вдоха (1:20), последовательность фаз изменяется следующим образом: вдох – остановка – выдох. Весь процесс дыхания становится произвольным.

В ходе речевого развития вырабатывается специфический дыхательный механизм, специфические движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.

Различают три типа дыхания: верхнереберный, грудной, груднобрюшной (он же диафрагмально-реберный). Ребенок сначала пользуется в речи навыками жизненного дыхания и только в процессе речевого развития, под влиянием речи окружающих у него постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – груднобрюшной.

Таким образом, «речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит – семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания».

Физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои особенности. Оно поверхностное, верхнереберного типа, ритм неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей ниже возрастной нормы. У таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речи, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе.

То есть у детей могут наблюдаться следующие проблемы с речевым дыханием:

  • Дыхание ребенка грудное, а значит поверхностное и частое;
  • Слабый вдох и выдох приводит к тихой речи;
  • Неправильный толчкообразный вдох - то громкая, то тихая речь;
  • Неравномерное распределение воздуха на фразу, добор воздуха в середине слова;
  • Торопливое произнесение фраз на вдохе с захлебыванием.

Таким образом, дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать физиологическое дыхание, увеличивать объем легких, формировать груднобрюшной тип дыхания, а в дальнейшем развивать речевое дыхание с помощью специальных коррекционных упражнений.

Коррекционная работа начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания. Они направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы, на выработку продолжительного и экономного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи. 

Во время проведения дыхательной гимнастики можно включить тихую плавную мелодию или спокойно, ласково рассказывать что-либо ребенку. Разработка дыхания проводится в различных положениях ребенка: лежа на спине, сидя, стоя. С детьми младенческого и раннего возраста, а также при тяжелых двигательных нарушениях дыхательные упражнения необходимо проводить в положении лежа на спине.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:

  • не переутомлять ребенка, т. е. строго дозировать количество и темп проведения упражнений;
  • следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом;
  • следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу.
  • концентрировать внимание ребенка на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха;
  • следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений, то есть движения ребенок должен проводить плавно, под счет, тихо;
  • упражнения обязательно проводить в проветренном помещении, до еды.

Формирование правильного физиологического дыхания.

• Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

• Произведите короткий, спокойный вдох, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох следующим образом:

Вдох и выдох через нос;

Вдох через нос, выдох через рот;

Вдох через рот, выдох через нос;

Вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно);

Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно);

Вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце;

Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;

Вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный).

Чтобы малышу было интересно, задания можно выполнять и в игровой форме (ОБЯЗАТЕЛЬНО контролируйте правильность выполнения заданий, ведь увлекшись игрой, малыш может забыть о правилах правильного дыхания): выдувать мыльные пузыри, использовать различные вертушки, ленточки, платочки, задувать свечи, сдувать со стола мелкие пушинки, ватки и бумажки («Сдуй снежинку», «Воздушный футбол», «Одуванчик»…), дутье в дудочку, свисток, губную гармошку. и т.д. Можно предложить ребенку и такие игровые моменты: «Давай подышим, как собачка», «Давай понюхаем цветочек» и пр.


 Голосовые упражнения.

Позже, в момент ротового выдоха, логопед произносит различные гласные, затем и согласные звуки (сначала шепотом, потом громко), стимулируя ребенка подражать ему, то есть после вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением звуков.  С целью увеличения длины ротового выдоха ребенок произносит постепенно удлиняющиеся цепочки гласных на одном выдохе.

Поиграйте с малышом в следующие игры: «Чей пароход дольше гудит», «Звуковые дорожки» (ребенок произносит заданный звук и одновременно ведет пальчиком по длинной дорожке, нарисованной Вами.

В качестве сюжета для иллюстрации можно предложить, например, помочь мышке добраться до сыра, а овечке найти своего ягненка и т.д.).

Постепенно навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи.

  • Многократное повторение слогов на одном выдохе: “Дождик капает по крыше” (“Па-па-па”), “Зайка прыгает” (“Оп-оп-оп”), “Мишка топает” (“Топ-топ-топ”) и т.д.;
  • Произведите счет на одном выдохе: 1,2,3 ; 1,2,3,4; 1,2,3,4,5.... и т.д.
  • Перечисление дней недели на одном выдохе (также как и при счете)
  • Перечисление названий месяцев.
  • Произносить считалочку в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на порции.

Как на горке , на пригорке (вдох)

Стоят тридцать три Егорки( вдох)

Один Егорка, два Егорка (вдох)

Три Егорка, четыре Егорка (вдох)

- Чтение стихотворений.

Среди белых голубей ( вдох)

Вот летает воробей ( вдох)

Откликайся, не робей ( вдох)

Вылетай – ка, воробей !

  •  Наращивание слов в предложении.

Падает снег.

Тихо падает снег.

Тихо падает бел снег.

Рациональное использование ротового выдоха способствует яркости, четкости и разборчивости речи, развитию мелодичности и звучности голоса.

  • Рассказывание и чтение стихов, сказок с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Источники:

Белякова Л. И., Гончарова Н. Н, Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи – М.: Книголюб, 2004.

Главтузова О.П. Развитие речевого дыхания - http://www.mother.ru/logoped/?m=0&a=10&t=5

Гуськова А.А. Развитие физиологического и речевого дыхания детей 3-5 лет - http://46sad.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=57:-3-5-&catid=42:2011-12-20-11-11-10&Itemid=65

Категория: Мои файлы | Добавил: Eudaimonia
Просмотров: 1187 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]